Как снять вилку велосипеда и ее настройка

Передняя вилка на велосипед

Предназначение передней вилки априори одно. Передняя вилка смягчает дорожные ухабины, малейшие недочёты асфальта, скачки при прыжках. Фиксированных вилок советских и современных шоссейных велосипедов, естественно, это не касается.

При выборе вилки не стоит экономить на ёё цене, поскольку столь важная деталь определяет качество катания. Важно учитывать наличие амортизации, настройки должны быть гибкими. Соблюдение подобных параметров весьма положительно сказываются на дальнейшем катании. Так, жёсткую пружинную вилку следует приобрести для передвижения по городу. А вот кратковременное путешествие по лесному массиву предполагает фатальное завершение для этой механики.

Из чего состоит вилка велосипеда

Со статьей читают
Как хранить велосипед
закрыть
открыть
x

Символически вилка состоит из четырёх блоков:

  1. Амортизатора – детали, на которую производится основная нагрузка вследствие смягчения при возможных препятствиях. Амортизаторы переходят из пружины в одной точке модели до герметичной камеры в иной части.
  2. Демпфера – амортизации незначительных ухабистостей, предполагающих скорую обработку.
  3. Корпуса, несущего основную нагрузку касательно рулевой трубы, тех же шатунов, соединителя (коронку) рулевой трубы с шатунами, нижней амортизационной секции шатунов (работа ног), гориллы (место соединения ног).
  4. Фурнитуры – переключателей с параметрами относительно короны, ног, комплекта крепящих элементов для колёсной оси с тормозами, пыльников с манжетами для обеспечения защиты механизмам.

Описанная структура может несколько меняться в нестандартной сборке вилки. Так, передние вилки перевёрнутой конструкции отличаются направлением шатунов непосредственно вниз. Подобная конструкция предполагает амортизацию большего количества мелких ухабин, увеличивая в то же время на обслуживание и, соответственно, вес. Рассматриваемый механизм подвергается довольно быстрому загрязнению.

Типизация вилок велосипеда

Вилки велосипеда классифицируются по типу на фиксированный и амортизационный. Поскольку фиксированные вариации не требуют особых задач, рассматриваться будут непосредственно амортизационные вилки.

Пружинного типа

Этот вариант относится к базовому уровню и используется преимущественно в дешёвых веломоделях. В продаже занимает второстепенное значение. Зачастую выступают в роли запчастей при ремонте. Поскольку их конструкция не способна выполнять назначение демпфера, пропускаются все мелкие ухабины.

В качестве основы этой вилки выступает обыкновенная пружина внутри шатуна. Подобная конструкция уязвима к попаданию грязи при эксплуатации. Обслуживание пружинной вилки ограничено – меняется лишь сама пружина. Настройка пружинной вилки недоступна, возможна только блокировка.
Пружинный вариант подходит для начального уровня либо используется как дешёвая альтернатива при недостатке денежных средств.

Пружинно-эластомерного типа

Механика идентична предыдущему типу, только пружину заменяет полимерный стержень, функционирующий как демпфер. Качество стержня зависит от материала, из которого изготавливается сама деталь. Амортизационное действие незначительно заменяется демпферной функцией. Полимерный стержень способен обеспечить относительно низкую степень от эксплуатации вилки.

Совет. Не следует пользоваться вилками пружинного и эластомерного типов. Их уязвимость обуславливается неустойчивостью к деградации функций при низкой температуре.

Воздушного типа

Воздушная амортизационная вилка объединяет в себе демократичную стоимость и адекватное обслуживание. Сжатый, накачанный насосом, воздух в герметичной камере выступает одновременно в роли амортизатора и хорошего демпфера. Воздушная амортизация обеспечивает комфортную езду на велосипеде и соответствует многим дорогим конструкциям. Тем не менее для горного байка следует отдать предпочтение механизм повышенной прочности.

К недостаткам воздушного типа относится его подготовка и срок службы. Настроить вилку можно при условии давления в камере. Узкая камера требует частого накачивания. Механизм отличается непродолжительным сроком службы, тем более при агрессивных катаниях.

Масляно-воздушного типа

Амортизационные функции и демпфер несколько разобщаются между масляным картриджем и воздушной камерой. Назначение пружины симметрично предыдущему типу. Главную роль здесь играет масляный блок. Выбор учитывается в соответствии со строением картриджа и маркой масла.

Подобная конструкция идеально сочетается с кросс-кантри и постоянным катанием. При условии больших нагрузок по горному склону зачастую пасует. Служит несколько меньше, чем пружинные механизмы.

Масляно-пружинного типа

Всеобще признан безупречным вариантом, где объединяется масляный картридж со стальной пружиной. Масляно-пружинные вилки устанавливаются преимущественно на спортивные байки. Учитывая разную себестоимость, масляно-пружинный тип допускается заменить на масляно-воздушную конструкцию.

По сравнению с воздушными вилками, настройки пружинного типа более низкие. Но сама пружина здесь высокого качества, благодаря чему даже при условии предполагаемой жёсткости механизм имеет весьма продолжительный срок службы.

Инновационные технологии принесли лучшее спортивное сочетание – масло и пружинная амортизация. Более совершенной комбинации в велосипедной индустрии нет.

Параметры настроек

На количество настроек напрямую влияют два фактора: тип и производитель. Поскольку всеобщих критериев настроек не предусмотрено, смотрим таблицу.

LockOut Preload Compression & Rebound Extension control
Для блокировки хода Определение предварительной нагрузки Параметры скорости сжатия и настройка возврата Определение длины хода
Обычно блокировка предусмотрена на каждой вилке. Переключателем пользуются преимущественно при эксплуатации велосипеда. Функцией не злоупотребляют из-за возможности получения серьёзного удара по рукам при наскоке даже незначительной кочки. В противном случае высока вероятность поломки переключателя. Зачастую настройка предварительной нагрузки производится с помощью внешнего переключателя. В отдельных моделях просто меняется пружина. Корректная настройка обеспечивает хорошую амортизацию – оптимальную жёсткость пружины. Новая пружина в спортивном байке регулируется степенью жёсткости, которая помечена цветом. Подобная регулировка касается преимущественно вилки повышенного уровня. Двустороннее положение переключателя (возле ног) обеспечивает возможность регулировки скорости возврата и оказывает сжатию сопротивление. Регулируют преимущественно возврат. При прыжках и для даунхиллов требуется умеренный возврат. Катание предполагает более быстрый для сохранения сцепления. Аналог расширенного варианта блокировки. Так, для сглаживания ухабин 100 мм уровень подходит при интенсивной езде в 150 мм. Злоупотребление этими переключателями чревато аналогичными последствиями блокировки. Активная нагрузка может повлечь за собой поломку переключателя. Вид настройки предполагают лишь единичные модели.

Обслуживание вилки

Обслуживание вилки предполагает соблюдение трёх этапов:

Съём передней вилки

Процесс несложный, достаточно понимать виды крепления:

  1. Крепление без резьбы. Стандартная технология, поддерживаемая всеми производителями. За счёт верхнего подшипника держится рулевой вынос, который закрепляет якорь (расширяющуюся трубку). Якорь, в свою очередь, размещается в рулевой трубе вилки и привинчивается в двух местах. Чтобы снять саму вилку, нужно просто отвинтить эти болты.
  2. Резьбовое крепление. Способ применялся ещё с давних времён на детских механизмах. Зажим верхнего подшипника производится гайкой, конусом, шайбой с усиком и контргайкой. Очень легко снимается, при этом фиксируется намного сложнее. При условии работы под большой нагрузкой в скором времени образуется люфт.

Чистка механизма

Адекватная эксплуатация велосипеда заключается в соблюдении чистоты всех пыльников, кожухов, поверхностей труб. Грязная изоляция влечёт за собой различные повреждения, вследствие чего засоряется и портится сам внутренний механизм.

Важно! При содержании масла в механизме чистить его следует осторожно, чтобы жирное вещество не попало на поверхность. Заметные масляные подтёки приводят к скорому ремонту. Замасленный механизм при дальнейшей эксплуатации может частично или полностью выйти из строя.

Замена масла и пружины, наполнение воздухом

Масло нужно менять:

  • каждый сезон;
  • с учётом стиля катания;
  • при любом ремонте;
  • если производится много настроек.

Фирменное масло – в приоритете. Предпочтение лучше отдать силиконовым и прозрачным консистентным смазкам.

Активное катание, различные трюки, экстремальные гонки на даунхиллах способствуют снижению пружинных свойств. При необходимости замены следует учитывать тип конструкции. Пружина меняется строго по инструкции, прилагаемой производителем. Собрать переднюю вилку сложнее, чем разобрать.

Недостаток воздуха в масляно-воздушных и воздушных вилках пополняется не так часто, как в камерах. Процесс накачивания несложный и состоит из контроля давления и последовательности действий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.