Как выставляются оценки в фигурном катании

Оценки в фигурном катании ставят за красивое, пластичное исполнение, подобранную музыку, сочетание фигур с ритмом мелодии, артистичность. Учитывается качество выполнения спортсменами элементов с прыжками двойными, тройными, с поддержками, разными оборотами и проходами.

История

Фигурное катание на коньках – это вид спорта, в котором один или два спортсмена катаются на коньках под музыку, исполняя гимнастические элементы. История возникновения коньков уходит далеко вглубь веков. Люди для быстроты бега зимой по утоптанной дороге использовали костяные двойные полоски, потом деревянные парные, которые позволяли быстро ехать, но о фигурных элементах не упоминается. В Голландии началось производство коньков из железа, показательные выступления заключались в вырезании на льду разных фигур в процессе движения. Коньки привязывались к обуви, при исполнении фигур часто слетали, что мешало выступать.

В 19 веке к ботинкам прикрепляли способом привинчивания, с того времени началась демонстрация почти всех фигур, которые исполняются сейчас. Джексон Хейнз, американский спортсмен по катанию под музыку, считается первооткрывателем фигурного катания как спортивного вида.  Сначала в катаниях принимали участие только мужчины, в 1901 году на лед вышла первая женщина. Через пять лет на соревнованиях было отмечено, что женское исполнение намного красивее и пластичнее.

Для повышения спортивного уровня, престижа спортсменов была создана на общественных началах Федерация, которая после признания Олимпийским комитетом (что требовала Конституция) могла принимать участие в международных выступлениях. Отбор и тренировки спортсменов проходили по регионам, потом проводились состязания, выбирались лучшие из лучших, которые принимали участие в Олимпиаде.

На многих Олимпийских играх спортсмены из России завоевали рекордное число медалей.

Оценки в одиночном и парном катании

До 2004 года оценки выставлялись за техническую сторону исполнения отдельно, а за красоту исполнения – по шестибальной системе (0.0 – провал, 6.0 – отлично). В короткой обязательной программе применялись разнообразные по исполнению прыжки.  При исполнении произвольной программы прыжок в один поворот можно выполнить много раз, двойной исполняется дважды, а более сложные – один дважды, а последующие в сочетании с другими фигурами.

Судьи

Систему судейства в фигурном катании признали после 2000 года. Оценочная система учета очков используется по сей день в разных видах катания на коньках одиночными спортсменами и парами, в спортивных и синхронных танцах. Эта система позволяет тренерам определиться с индивидуальной подготовкой каждого участника, с направлением усовершенствования тренировок по подготовке к Олимпийским играм, вычислить неправильное оценивание судьями.

Число судей было нечетное (5 и 9), они выставляли по две оценки: за технику исполнения, артистичность, потом оценки суммировались и по среднему арифметическому выводилась итоговая оценка, по которой определялся победитель. Распределением подсчетов занимались две команды судей. Первая команда судей из пяти человек оценивала технику исполнения, сложность, позволялось обсуждение правильности исполнения элементов, после чего выставлялись баллы. Другая команда из девяти человек оценивала реализацию элементов по пластичности, красивому исполнению в такт музыки. Каждый судья выставлял оценку сам на свое усмотрение без совета рядом сидящего коллеги. Право судить соревнования предоставлялось бригаде судей, в которую входят:

  1. Главный судья – занимается организационной стороной проведения программы соревнований, объявлением участников, сигнализирует о включении музыки, следит за точностью проведения выполненных программ.
  2. Судья-техник – ведет учет правильности выполнения элементов.
  3. Над ним выше по рангу – контролер технического выполнения, который имеет решающее слово при спорном вопросе подсчета очков.
  4. Рядом с судьями находятся два оператора, один из которых занимается вводом в компьютер решений судей, подсчетом баллов, другой – управляет системой повторного транслирования.

Также выставлялись штрафные баллы за ошибки в исполнении основных элементов, за падение. Если итоговые суммы очков у двоих спортсменов были одинаковыми, предпочтение в очках начислялось спортсмену, который четко и правильно выполнил сложные по техническому состоянию базовые элементы.

Очки за элементы

Количество баллов за прыжки в фигурном катании считалось по четкой технике исполнения отрыва ото льда, приземления. Качество исполнения каждого элемента оценивалось судьями по семи баллам – от -3 до +3. Выставлялись оценки, потом самая высокая и самая низкая убирались, а из остальных выводилось среднее арифметическое – что и было числом очков за:

  1. Четкую технику исполнения базового прыжка, дальность приземления, высоту полета, правильную реализацию отталкивания и приземления.
  2. При исполнении фигуристом нескольких прыжков подряд рассматривалось умение произвести прыжок качественно.
  3. В парном катании при поддержках учитывались: высота поддержки, положение обоих партнеров во время исполнения элемента, четкость и правильность подъема, выхода из фигуры партнеров, скорость, с которой элемент выполнялся.
  4. Критерием для оценивания выброса партнерши была дальность и высота полета, техническая чистота исполнения приземления.
  5. Вращения оценивались по количеству оборотов, положению спортсменов во время исполнения.
  6. Проходные дорожки не включали базовых элементов, оценивались за красивый каскад разнообразных фигур, количество составляющих компонентов, разнообразие и сочетание ритма прохождения с музыкой.

При правильном сочетании всех требований к исполнению выставлялся максимальный балл. Оценки подсчитывались с учетом штрафов по протоколу (колонка deduction) за некачественное выполнение, умножались на 1.1 при исполнении базовых элементов в другой части программы.

Тулуп (прыжок) – простой, одинарный из носка, оценивается от 0.4 до 1 балла, двойной – 1.3, тройной – от 4.1 и выше за правильное осуществление.

Флиппрыжок из движения назад, оценивается соблюдение правильной техники.

Аксельэто тоже прыжок, но выполняется из ребра конька таким образом, чтобы выход получился под углом ко входу.

Сложным в исполнении считается фигура кораблик (лодочка) – ноги находятся в шестой позиции, касаясь пятками, вращение исполняется при наклоне туловища назад, параллельно льду.

Очки за общее впечатление

Очки подсчитывались за технику. К ним прибавлялись баллы за правильно подобранный костюм, особенно у партнерши. Учитывалась пластика, совпадение темы с ритмом музыки, гармоничность исполнения партнерами фигур.

Также очки учитывают сложности при прохождении дорожек в одиночном катании, правильность стояния на коньках, положение ног при исполнении фигур, при парных катаниях – синхронность исполнения элементов, постановку танца. Начинается подсчет с дробного числа 0.25 до 10, прибавляются очки к общей оценке.

Штрафы

Штрафные баллы проставляются за потерю равновесия, за использование лишних минут по звучанию или недостаточное время музыкального сопровождения, неправильную форму костюмов, нечеткость выполнения элементов. Сильнее прочих наказывается воплощение элементов, запрещенных обязательной программой (сальто), использование дополнительных предметов. Также не допускается приземление после прыжка на обе ноги, касание льда рукой.

Протокол

Представляет собой таблицу, в которую вносят:

  • оценки за технику с указанием особых отметок по выполнению элементов;
  • графа с результатами общего впечатления отображает сумму значений с уже учтенными коэффициентами;
  • поле со штрафами;
  • общие оценки (суммирование всех предыдущих).

Оценки в танцах на льду

Танцы на льду были введены как спортивная дисциплина ввиду скучного соревнования по спортивным танцам. В исполнении запрещаются сложные поднятия партнерши над головой, подкрутки, сложные элементы акробатики. Используются прохождения дорожек, фигуры из бальных танцев в сочетании с согласованным парным катанием. Побеждает пара, набравшая по подсчетам максимальное число очков.

Оцениваются по аналогии с катанием одиночных спортсменов и парных. Отдается большая роль синхронному танцу, поддержкам, поворотам и оборотам в синхронности. Учитывается подобранная музыка, ее использование по теме постановки танца. Выставляются штрафы за ошибки, падения, несинхронное исполнение элементов. Коэффициента 1.1 для увеличения оценок за артистизм в этих расчетах нет.

Учитывается также авторитет спортсменов, приобретенные навыки за годы тренировок.

Очки за технику

Судьями техника оценивается очень строго. При исполнении обязательной программы учитывается:

  • гармония танца и музыки;
  • движения и ритм;
  • использование правильной постановки ребра конька, важно не использовать параллельное катание на двух ребрах одновременно;
  • танец проводится по определенному рисунку элементов;
  • синхронность исполнения партнерами;
  • четкость владения коньками при исполнении фигур.

Очки за общее впечатление

В 1982 году было принято решение предоставлять на соревнование несколько пар танцоров и проводить отборочные чемпионаты. На первый день проводится соревнование по обязательному танцу, на другой день – по оригинальной программе. Используется музыка без слов, поощряется применение фольклорных мелодий. Оценивается обыгрывание площади катка в танце:

  1. Один танец, в котором четыре последующих элемента занимают полный круг катка или шесть тактов с поочередным использованием половины площади.
  2. Дорожка из шагов не должна быть построена на продольной линии катка.
  3. Танцоры должны соблюдать синхронность в движении, за исключением переходов на реализацию элементов в такт с музыкой.
  4. Партнеры, держась за руки, могут только изначально выйти на лед, последующие движения исполняются только по указанным правилам соприкосновения пар.
  5. Используются костюмы указанного фасона, не мешающего исполнению.

Интересно! Каждый арбитр может выставить 24 балла за три танца.

Оценки: первая за технику и сложность элементов, вторая за пластику и четкость вхождения музыки в ритм танца.

Произвольный танец оценивается за технику, сложность, чистоту исполнения, пластику, сочетание мастерства с ритмом музыки, красоту костюмов, гармоничность партнеров, легкость при воспроизведении сложных поддержек.

Оценки в соревнованиях низкого уровня

Соревнования в детской и любительской категориях оцениваются по щадящей шкале:

  1. У детей оценивают произвольный танец, артистизм при выполнении.
  2. Уменьшается количество прыжков и сложных элементов.
  3. Снижается штраф за падение одного спортсмена – 0.5 балла, обоих при парном катании – 1 балл.
  4. Снижается численность судей до двух человек по технической стороне и двоих для оценивания артистизма.
  5. Снижается уровень сложности выполнения элементов.
  6. Включается в оценивание один этап прохождения дорожки.
  7. Уменьшается количество прыжков.
  8. Проведение разминки разрешается для восьми фигуристов одновременно.

Танцующие спортсмены исполняют обязательную программу, которая оценивается судьями за выполнение элементов с упрощенной сложностью. Эти состязания проводятся на катках с низким техническим уровнем, малой численностью оборудования в виде переговорных систем и сервера с распечаткой.

Расшифровка оценок соревнований по фигурному катанию на коньках

За правильное техническое осуществление танца выставляют баллы. Таблица состоит из трех колонок, в которых проставляются баллы от -3 до +3 за правильно исполненный элемент или снимается число очков за ошибки.

Внимание! Таблицами с расшифровкой пользуются тренера для учета ошибок и просчетов у подопечных спортсменов, исправления их в дальнейших тренировках.

В первой колонке оценки проставляются по технической стороне. Во второй – с учетом поощрительных баллов при незначительных ошибках. В третьей – оценки при двух и более сделанных ошибках.

Если сложная часть программы выполняется после первых 2 минут, число очков умножается на коэффициент 1.1, в протоколах это обозначается как Х.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *