Популярные шаги в фигурном катании для связки элементов

Программа фигурного катания оценивается по сложности исполняемых элементов, и красоте танца. Практически все фигуристы стараются выполнить самые головокружительные пируэты, которые дают наивысший балл, но для неискушенных зрителей намного важнее хореографическая композиция. Правильно подобранные шаги в фигурном катании дают возможность не откатать программу, а представить на суд зрителей эффектный, завораживающий своей красотой и легкостью исполнения танец.

Шаги по степени сложности исполнения

Распространенный вальсовый шаг в фигурном катании предполагает в ходе исполнения изменение вектора движения, ноги, ребра лезвия. В парном исполнении, когда партнеры находятся лицом друг к другу, запись вальсовой тройки будет выглядеть следующим образом: мужчина будет выполнять шаговую часть по схеме (LFO → LBI → RBO), у его партнерши прокат будет прямо противоположным (RBI → RFO → LFI). Синхронность исполнения — это высший «пилотаж». Несмотря на кажущуюся легкость, исполнить вальс на льду могут только мастера не один год работающие в паре.

Сложность вальсовой тройки для детей заключается в том, что после выполнения основных фрагментов удержать равновесие и осуществить идеальный выезд на дугу техника начинающего фигуриста не позволяет. Упрощенным вариантом вальсовой тройки является менее сложный для разучивания элемент фигурного катания — чоктау.

Проще него для начинающего фигуриста только дуга. Не предусмотрен перекат с ребра на ребро при его выполнении, что практически исключает падение. Исполнение дуги длиной в 30-40 см позволяет связывать каскад прыжков, включая риттбергер. Но есть дуги, когда спортсмен описывает до половины всей площади ледового пространства.

Обучать юных фигуристов начинают с поочередного выполнения дуг, описывая полукруг на обеих ногах поочередно. Учебный процесс заключается в том, чтобы на коротких дистанциях научить уверенно держать ребро конька под заданным педагогом углом наклона по отношению ко льду. Второй задачей тренера является — научить фигуриста демонстрировать зрителям красоту позы.

Как любой танец, программа для ледовой арены имеет схему записи, что помогает не забыть поставленный номер на начальных репетициях.

Как прочесть обозначение:

  • левая нога — L;
  • правая нога — R;
  • вперед — F;
  • назад — B;
  • внутренняя сторона ребра — I;
  • внешняя сторона конька — O.

Подобная запись возникла из необходимости точных указаний при переходе движений. Она выглядит сложнее, чем треугольнички и кружочки, используемые в записи обычных танцев.

Шаги фигурного катания делятся на три категории по степени сложности. Одни и те же характерные движения имеют нюансы исполнения, могут быть зачислены в разряд легких и сложных. Это моухок и чоктау.

Сложность шагов влияет на балл в оценке программы, в правилах соревнований шаги делятся так:

  1. Сложные — твизл, петля, чоктау, скобка.
  2. Простые — перетяжка, моухок, тройка.
  3. Простейшие — дуга, основной, беговые, кросскрол, подсечки, шассе.

Проходя обучение под руководством опытного тренера, фигурист должен овладеть всеми техниками, научиться мастерски их комбинировать, что позволит сделать его номера более разнообразными и зрелищными.

Но первый этап — это освоение азов, простейших шагов, без смены опорной стороны конька в процессе исполнения.

Уровень мастерства растет постепенно. Проще усваивают новые движения дети дошкольного возраста. Чтобы получить юношеский разряд, заниматься дети начинают с 4-5 лет.

Описание шагов

Дорожка в фигурном катании может состоять из шагов одного вида, но наиболее интересно смотрятся комбинированные пробежки с внезапными переходами на другой вектор движения. Чаще всего смена ритма диктует выбранный для музыкального оформления номера трек, скорость, внезапные изменения ритма, сфорцандо, диминуэндо — все это спортсмен должен отразить движениями своего тела. Из выполнения этих правил складывается отметка за артистичность. Одной только техники в фигурном катании крайне мало, скорость дает преимущество в шорт-треке, а не в танцах.

Шаги без смены ноги, направления и ребра

Описание этой категории элементов нужно начать с того, что в воображении фигуриста всегда должно присутствовать два соприкасающихся круга, часть которых придется очерчивать при выполнении шаговых элементов.

Дуги

Один из самых распространенных связывающих прыжки элементов. Он часто комбинируется с более сложными танцевальными па. Он исполняется по следующим канонам:

  • выезд по воображаемой окружности с завалом одного конька внутрь или наружу;
  • самая короткая дуга — 30 см;
  • длинная, ограничений практически не имеет, она определяется только художественным замыслом постановщика.

Петля

Элемент, относящийся к разряду сложных. При его выполнении корпус и свободная нога спортсмена играют роль руля, что позволяет неоднократно пересекать выбранную траекторию дуги. Выглядит это как игра, но требует хорошей физической подготовки и надежного вестибулярного аппарата.

Внимание! Правилами дозволяется исполнение дорожек шагов с небольшими остановками, если то оправдывается художественной выразительностью, заданной ритмом музыкального сопровождения.

Ритм шагов должен совпадать с ритмическим рисунком выбранного музыкального произведения.

Шаги без смены ноги

У каждого шага есть свои наиболее часто исполняемые завершения в виде прыжков, что предполагает катание на ноге, не являющейся маховой. Для левшей и правшей наиболее удобный вариант шаговых элементов при заходе в сложные пируэты выбирает тренер.

Тройка

Название шаг получил за характерный след на льду в виде цифры «3». Этот базовый фрагмент используется при заходе на прыжки флип и тулуп, а также позволяет изменить направление движения. Форма характерного следа — это две дуги, прочерченные разными ногами, а мысок получается при смене опорной стороны конька.

Поворот на одной ноге, с осуществлением смены опорного ребра конька и направления движения — «тройка». Разворот производится за счет движения плечевого пояса и бедер в сторону выбранного направления.

Скобка

Используется только в сочетании с другими шагами, составляющими комбинированную цепочку. Сложность исполнения заключается в развороте в противоположную сторону при исполнении промежуточной части — наружного мыска, соединяющего дуги. Скобка — более сложна для катания, чем тройка.

Крюк

В исполнении этого элемента задействована не только нога, а весь корпус. Крюк — поворот, осуществляемый одной ногой со сменой траектории на противоположную. След после исполнения крюка можно сравнить с изображением профиля остроносого человека или знаком параграфа, где соединительный круг заменен выступающим мыском, как в тройке.

Выкрюк

Он отличается от крюка направлением рисования на льду мыска, соединяющего расходящиеся дуги. На следе он такой же, как в скобке. Что больше напоминает молнию с размытыми границами нижнего и верхнего концов.

Перетяжка

Перетяжка — при скольжении с опорой на одну ногу, тело спортсмена плавно смещается относительно льда, что потворствует органичному перемещению с внутреннего на наружное ребро конька и наоборот. Эта игра со сменой положения тела может продолжаться довольно долго, напоминая движения змеи, реагирующей на звук дудки заклинателя. Грация кобры присутствует не только в движениях спортсмена, но и след от конька имеет змееобразный вид.

Твизл

Несмотря на замысловатое название, твизл — это перемещение по дуге (на одной ноге) по или против часовой стрелки. Часто этот шаг сопровождается поднятыми вверх руками. В некоторых программах твизл является обязательным, как наиболее сложный для парного катания. В отличие от вышеописанных шагов, в момент исполнения твизла фигурист на долю секунды не может остаться на месте, все происходит при постоянном передвижении.

Внимание, ошибка! При составлении программы ее нельзя перегружать элементами. При использовании дорожек шагов, их нельзя разрывать прыжками или подскоками чаще, чем вполоборота, а вращения должен разделять хотя бы 1 оборот.

Шаги со сменой ноги

В этой категории подобраны элементы разной степени сложности, но одинаково необходимые для органичности соединений частей программы. Способствующие замедлению или ускорению последующего после них ледового действа.

Основной шаг

Скользящий и в то же время четкий, напоминающий неспешную, бодрую прогулку по узкой тропинке. Его можно замедлять и ускорять в такт музыке. Прямая спина, корпус без наклона, непринужденность исполнения — основные инструменты художественной выразительности шага, неосложненной сменой вектора движения или опорного ребра.

Шассе

Шаговое поочередное скольжение, то на одном, то на другом коньке. Если опора правой ноги приходится на внутреннюю сторону ребра, то в левой опора придется на внешнюю часть лезвия. Такое положение задается наклоном корпуса боком к ледовому покрытию. Четкое переступание в медленном темпе смотрится так же эффектно, как при быстром прокате.

Кросс-ролл

Дуговое скольжение вперед начинается с опоры на наружное ребро конька. Свободную ногу нужно занести накрест опорной, опустив лезвие конька на лед под тем же углом наклона. Особенность его в том, что при каждой смене опорной ноги, изменяется траектория дугообразного выезда за счет толчка свободной ногой.

Подсечка

Стремительный разбег перед прыжком или для исполнения связки сложных пируэтов, требующих высокой скорости. Этот элемент сам по себе не отличается особой зрелищностью, но без него не обойтись при исполнении сложной программы. Иногда он исполняется перед поддержкой в парном катании. Наталья Бестемьянова неоднократно при выполнении этого элемента заставляла зрителей замирать.

Беговой шаг

Чередование подсечек. В отличие от шорт-трека беговые фигурные шаги могут иметь направление как вперед, так и назад.

Шаги со сменой ноги и направления

Эти элементы позволяют фигуристам сделать свое выступление разнообразным и интересным.

Моухок

Необходим для органичной смены траектории движения в танце. Фактически это шаговый разворот, осуществляемый методом смены ног, как при обычной ходьбе.

Чоктау

Похож по исполнению с моухоком. Различие заключается в необходимости смены опорного ребра на противоположное. На схеме чоктау выглядит как RBI → LFO. Он является частью обязательной программы, позволяет сделать заход во вращение более легким. Чаще остальных связующих используется в комбинированных дорожках.

Наиболее известные комбинации шагов

Перечислим элементы, которые встречаются чаще всего:

  1. Риттбергерная тройка — широкий размашистый элемент предваряющий исполнение одноименного прыжка. Представляет собой скрестный шаг на коньках со сменой опорного ребра, после широкого размашистого движения исполняется переход на другую ведущую ногу. Бывшая опорная нога остается впереди. После столь разудалого перехода следует тройка с прокатом назад по наружной дуге, она сменяется движением вперед, внутрь воображаемого круга, затем следует естественный переход за выезд назад, внутрь воображаемого полукружья с опорой на толчковую ногу, после осуществляется возврат к опорной.
  2. Комбинирование чередующихся па: тройки, выполняемой с выездом вперед за внешнюю часть дуги; поочередных выпадов на свободную и опорную ногу; подсечки; открытого моухока — обманный шаг. Вальсовая тройка предшествует развороту. Тройка, направленная вперед с выездом за пределы воображаемой дуги; перехода на векторное движение назад по наружной траектории со сменой опорной и свободной ноги.
  3. Джексон. Схема выполнения не требует разряда по аэробике и спортивной гимнастике. Его способны выполнить дети, недавно вставшие на коньки и любители. Хотя танцевальная первая позиция должна быть идеальной, потому что задние фрагменты коньков должны «смотреть» друг на друга и находиться на одной прямой. После завершения моухока ноги скрещиваются, на внутренней части лезвия, с левой ноги, начинается движение назад. Заключение — прокат на правой ноге вперед (внутрь). Запись этой части номера выглядит так: LFO (моухок); RBO («перекрыть» левой ногой); LBI(толчок левой ногой); RFI (толчок правой ногой); LFO.

Дорожка шагов

Дорожка шагов оценивается как неотъемлемая часть обязательной программы. Имея план, поставить рекорд по количеству введения в программу максимального количества разноплановых шагов, необходимо не только сопоставить их сложность со своей спортивной подготовкой, но и соразмерить со скоростью музыкального произведения.

Правильно составленный номер — залог успеха. Усложнять программу следует постепенно, вводя новые элементы по мере их разучивания, заменяя простейшие теми, что выглядят эффектнее и оцениваются выше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *