Прыжки в фигурном катании: виды и техника

Фигурное катание состоит из множества красивых движений. К примеру, аксель является одним из наиболее эффектных элементов, и он же — самый сложный прыжок в фигурном катании. Но как именно спортсмены пришли к нему?

Исторические предпосылки

Человек издревле изобретает удобные и быстрые методы преодоления препятствий на пути. Поэтому появилось скольжение в качестве способа передвижения на ледовых тропах через замерзшие реки и озера. Известно, что катание на коньках стало популярным развлечением еще в XVII веке. В виде спортивной дисциплины оно оформилось в 1868 г. в виде одиночного катания мужчин и в 1906 г. — женщин.

Фигурное катание стало таковым, когда конькобежцы начали вычерчивать рисунки на льду: буквы, цифры, цветы, узоры и пр. Если с нулем (кругом) или восьмеркой все очевидно, то девятка требовала прерывания следа. Поэтому, чтобы фигура получалась красивой, конькобежцы начали перепрыгивать и отрывать конек ото льда. Усложнение рисунка со временем привело к всестороннему развитию техники.

Многооборотные прыжки — что это?

Лезвие конька имеет форму, которая позволяет атлетам без особого труда совершать вращения. Это привело к появлению пируэтов. А они, в свою очередь, соединившись с выпрыгиванием, положили начало эффектным вращениям в прыжке. Соединение движений создало два разных вида прыжка.

В 1882 году норвежец Аксель Рудольф Паульсен изобрел 1,5-оборотный элемент в воздухе, впоследствии названный его именем. Спустя некоторое время, немецкий спортсмен самоучка Гильберт Фукс совершал прыжок по-своему. Отличие было в заходе, будто он собирается сделать волчок, и в приземлении — он продолжал вращаться.

В ходе дальнейшего развития дисциплины эти два стиля полностью дифференцировались. Были созданы прыжки в длину с вращением в полете и продолжительным выходом из него. И выродились прыжки на короткую дистанцию, после которых кружение продолжалось. Первый вид называются многооборотным, второй — прыжком во вращение.

Техника многооборотных прыжков

Изучение многооборотных начинается с одного или даже половины оборота.

Для исполнения двойного ключевым фактором является плотная группировка.

Фигуристы довольно легко овладевают двойным оборотом. Тогда как процесс обучения тройному прыжку труднее и занимает больше времени.

Анализ выполнения прыжков спортсменами с высоким квалификационным рейтингом показывает, что физические характеристики при одноименных прыжках 2 и 3 оборотов зачастую оказываются приблизительно равными. Отличия выявляются в следующих параметрах:

  1. Быстрота группировки.
  2. Плотность группировки.
  3. Вращение.
  4. Время.

Получается, что совет «тройной — это тот же двойной» верен лишь отчасти. Отличие в том, что при тройном фигуристу необходимо довести до совершенства каждый компонент, отвечающий за прыжок. Но они не равнозначны. Такие параметры, как плотность группировки, высота, время полета и пр. ограничены физическими данными спортсмена. Зачастую их нельзя существенно увеличить.

С другой стороны, улучшение скорости группировки дает выигрыш во вращении на 15-20%.

Чем быстрее спортсмен сгруппируется, тем больше времени проведет, вращаясь при максимальной угловой скорости.

Следующий важный момент — сама угловая скорость. Ее увеличение достигается за счет подготовки к прыжку, то есть улучшением толчка во время отрыва ото льда.

Среди сопутствующих параметров успешности тройного находятся скоростные и силовые качества мышц. Низкий уровень их развития является главным стопором дальнейшего совершенствования техники. Таким образом, можно заключить, что скорость вращения, приобретаемая в момент толчка, и время, затраченное на группировку, являются основой перехода от двойных прыжков к тройным.

Травматизм

Опасные травмы как в одиночном, так и в парном катании завязаны главным образом на прыжках, с легким перевесом в сторону последних. Наиболее часто из-за падения травмируются коленные и тазобедренные суставы. Помимо этого, серьезной проблемой являются повреждения позвоночника: скручивания и искривления из-за неравномерных нагрузок на ноги в момент приземления.

Страх травмы может быть одной из причин, почему ученики никак не научатся выполнять многооборотные прыжки, с далекоидущими последствиями. Если тренер не справится с негативным чувством подопечного на этапе разучивания, в будущем это грозит серьезными проблемами в технике. Безусловно, исключить падения полностью невозможно, но значительно сократить их количество — реально.

Прыжки и их виды

В фигурном катании существует деление на 2 основные группы:

  1. Реберные, при которых спортсмен отталкивается ребром опорного конька.
  2. Зубцовые (или носковые), когда толчок создается носком свободной ноги.

Направление вращения определяется относительно толчковой дуги — по закривлению или против.

Реберные прыжки

Их существует три: аксель, сальхов и риттбергер. При этом третий из них делится на несколько подвидов: полуриттбергер, ойлер, валлей и внутренний аксель. Несмотря на название последнего, его механика относится больше к риттбергеру, чем к акселю. Нижеприведенное описание поможет понять, как отличить прыжки в фигурном катании.

Сальхов

Создателем прыжка является шведский фигурист Ульрих Сальхов, десятикратный обладатель титула чемпиона мира. Впервые он исполнил его в 1909 году. Забавный инцидент произошел в одиночном женском катании, когда спортсменка из США Тереза Вельд исполнила сальхов и была наказана судьями за непристойность, так как юбка задралась выше колена.

Сальхов считается самым простым из многооборотных. Чаще других первым прыжком в четыре оборота в арсенале спортсмена является именно он. Объясняется это простотой придания прыжку вращения. Это происходит благодаря кривой скольжения и повороту туловища.

Подготовка к Сальхову происходит по следующим шагам:

  1. Разбег и скольжение назад.
  2. Выполнение тройного движения «вперед-наружу — назад-внутрь».
  3. Для облегчения маха уводят назад ногу и руку не опорной стороны.

Прыжок совершается в положение конька «назад-внутрь», делается широкий мах свободной ногой и рукой во вращательном направление. Махи могут различаться — быть открытыми или закрытыми. Важным параметром является синхронное выполнение элемента рукой и ногой.

Риттбергер

Вернер Риттбергер, фигурист из Германской империи, впервые исполнил этот элемент в 1910 году. Его другим названием является «петля». Из-за ограниченности пространства для махов и сложности недопущения телом непроизвольного разворота в сторону вращения на ранней стадии, прыжок считается трудным.

Разучивать его полагается через «назад-наружу — вперед-внутрь», с чередованием на «назад-наружу» другой ногой. Эти движения могут повторяться столько раз, сколько необходимо. Существует множество разных заходов на риттбергер. Классический способ исполнения прыжка строится следующим образом:

  1. Конек совершает «вперед-наружу — назад-внутрь», во время этого нога, совершающая толчок, ставится на ход в позицию «назад-наружу».
  2. Рука, со стороны основной ноги, отводится, фигурист смотрит на внутренний изгиб дуги.

Начальная вращательная скорость задается поворотом корпуса.

Аксель

Только этот прыжок выполняется с фронтального движения. Следствием такого подхода является нецелое количество оборотов. Аксель делается от 0,5 оборотов до 3,5. При этом полуоборотный еще носит название «перекидной». Он является основой, чтобы учить многооборотные версии акселя. Пошаговое выполнение:

  1. Берется мощный разбег.
  2. Продолжается скольжением на коньке в позиции «назад-наружу».
  3. Переход на «вперед-наружу» должен быть абсолютно плавным.
  4. При этом важна постановка положения тела: контролировать таз, держать ровную спину и не опускать голову.

В акселе вращение начинается стопорным движением опорным (толчковым) коньком. В практике существует несколько версий выполнения стопора. Разница заключается в использовании зубцов или ребра. При этом зубцовый стопор встречается значительно реже. Обычно используется ребро конька.

При отталкивании в акселе производятся мощные махи руками и свободной ногой. Это делает его крайне зрелищным и эффектным движением фигурного катания. При этом он считается самым трудным для исполнения прыжком, где малейшее отклонение во время исполнения приводит к замедлению вращения и ухудшению качества, поэтому ценность его высока.

Зубцовые прыжки

Виды прыжков в фигурном катании, на первый взгляд, кажутся немногочисленными, но стоит помнить, что это основа, на которой происходит постоянное развитие.

Флип

Флип начинали исполнять еще в 1930-х годах. Первый атлет, сделавший флип, установлен не был. Он получил свое название от слова flip. Схема его выполнения следующая:

  1. Классический флип начинается с постановки «вперед-наружу — назад-внутрь»,
  2. Затем назад отводятся свободная нога и рука.

Вращение развивается поворотом корпуса и моментальным притормаживанием зубцами конька. Ключевым для флипа является четкое сильное отталкивание.

Лутц

Первым исполнителем был австрийский фигурист Алоиз Лутц и произошло это в 1913 году. По сложности он следует сразу за акселем. Это самый эффективный носковый прыжок.

Подготовка к лутцу состоит из следующих шагов:

  1. До толчка делают скольжение на коньке в позиции «назад-наружу».
  2. Безопорная нога выставлена перед собой, соответствующая рука отведена, взгляд устремлен вперед.
  3. Перед самым толчком нога перемещается к опорной, а туловище поворачивается в сторону, обратную предстоящему вращению.

Вращение атлет набирает за счет двух факторов: поворот туловища и торможение зубцом конька. Важным является очередность применения этих движений. Сначала происходит поворот, после этого сразу же подключается стопорящее движение. Любое нарушение в этом порядке приведет к уменьшению вращательного движения.

Тулуп

Исполнялся Брюсом Мэйпсом, фигуристом из Америки, в 1920 году. Название произошло от английского словосочетания toe loop. Тулуп входит в группу наиболее простых носковых прыжков.

Его легкость кроется в начальном вращении, некоторая часть которого создается при смене разбега толчком. Помимо этого, процесс упрощается за счет однонаправленного подготовительным движениям вращения.

Выполняется тулуп двумя способами: с поворота тройкой «вперед-внутрь — назад-наружу» или через переход тройкой «вперед-наружу». В последнем случае обеспечивается большая устойчивость, тогда как первый способ — возможность лучше исполнять многооборотные версии прыжков.

Каскады

При комбинировании совершаются подряд определенные элементы и переходы, объединенные идеей выступления. Каскад — это отдельный, иной подвид комбинации, отличающийся отсутствием между предыдущим и следующим прыжком чередования ног или дополнительных движений для набора скорости. Его особенность заключается в умелом использовании оставшегося количества движения. В таком виде спорта, как фигурное катание виды прыжков и схемы их каскадирования определяются на основе того, какие элементы являются наиболее комфортными для атлета.

Прыжки во вращение

Они появились за некоторое время до многооборотных и являлись первыми попытками вращаться в полете. Их главное отличие — отсутствие такой цели, как совершить наибольшее количество оборотов. Поэтому основными характеристиками для их классификации является высота выпрыгивания и аккуратное вращение.

Прочие прыжки

Помимо основных вышеописанных прыжков фигуристы исполняют множество других. Обычно их механика формируется на основе известных движений.

  • Прыжок в шпагат принадлежит к типу флипа/лутца.
  • К аксельным относится «перекидной», в литературе также называемый «вальсовый».
  • Ойлер, валлей и внутренний аксель — используют отрыв типа риттбергера.

Прыжки парного катания

Гармония действий мужчины и женщины, и их полное взаимопонимание производит на зрителя большой эффект. В этом виде катания оценке подвергается не только индивидуальное мастерство каждого партнера, но и техничность пары, которая проявляется только в совместном катании (например, совместное вращение, поддержки, выброс и прочее).

Пары исполняют все прыжки, описанные ранее, включая каскады. Обычно фигуристы делают их параллельно на расстоянии 1,5-3 метров. Если при этом направления вращений противоположны, такие прыжки называются зеркальными.

Синхронность выполнения прыжка во всех аспектах является ключевым параметром.

В число самых захватывающих движений парного катания входит подкрутка. Она является разновидностью поддержки. При этом партнерша усилиями партнера вращается, подброшенная в воздух. Различие подкруток происходит по ее отталкиванию, по начальному положению, по хвату партнеров и по числу оборотов. Подкрутка лутц-шпагат или аксель, например.

Заключение

Прыжки являются главным параметром оценки спортсменов благодаря своей эффектности и очевидной сложности исполнения. Следует полагать, что развитие этого компонента фигурного катания будет активно продолжаться.

Некоторые могут возразить, сказав, что среди прыжков десятилетиями отсутствует развитие, т. к. не появилось ни одного нового названия. Однако, это не так. Существует множество неклассифицированных элементов. Развитие техники продолжается и пятерной прыжок, например, сегодня уже не кажется фантастикой.

Так, четверной прыжок в фигурном катании у женщин впервые был исполнен не так давно — в 2002 году — японкой Мики Андо. А сегодня четверной прыжок уже пробуют исполнить 12-летние дети. Поэтому можно ожидать появления новых прыжков и развития текущего уровня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *