Вращения в фигурном катании

Профессиональное катание на льду манит зрителя своей красотой и непринужденностью. Начинающий фигурист едва ли задумывался о том, сколько сил и терпения вкладывает мастер спорта в дело своей жизни. Любой опасный трюк — результат кропотливой работы. Вэтой статье мы рассмотрим, какие элементы вращения существуют и какизбежать травм.

История

Фигурное катание — довольно древний вид спорта. Археологические находки свидетельствуют о том, что в XVI веке до н. э. люди владели навыками езды по льду, а в качестве коньков использовали фаланги мертвых млекопитающих. Первые хоккейные коньки были произведены в Голландии в XIII веке до н. э. Фигурное катание превратилось из обыденного развлечения в настоящее спортивное искусство: люди узнали, как кружиться на коньках, не падая, и при этом выполнять акробатические движения.

Первый клуб фигуристов открылся в Англии в XVIII веке. В нем была разработана система оценивания спортсменов и разряды, а также правила и теоретическое изучение фигурного катания. Спустя некоторое время, спорт на льду завоевал любовь американцев. В США и Канаде были созданы спортивные ассоциации, произведены новые модели коньков.

История соревнований началась в конце XIX века в Австрии, но участниками мероприятия были только мужчины. Женщины «покорили лед» на 10 лет позже. С первой половины XX века и по сей день фигуристы всего мира участвуют в Олимпийских играх.

Вращение на льду

Спорт на льду характеризуется не только развитым вестибулярным аппаратом, но и умением создавать движениями целый художественный образ. Вращения в фигурном катании зависят от того, как и при каких условиях выполняются движения: в паре, танце, синхронно.

В прыжке

Вращение, продолжающееся после приземления, называют «прыжком во вращении». От фигуриста не требуется сделать максимальное количество оборотов, находясь в воздухе. Главная задача спортсмена: подпрыгнуть как можно выше и устойчиво приземлиться.

Прыжки в фигурном катании бывают двух видов: с приземлением и последующим вращением. В первом случае спортсмен при соприкосновении с землей переходит к другим элементам и продолжает движение в заданном направлении. Во втором — усиливает вращение вокруг своей оси.

В парном катании

Съемка парного катания — излюбленное зрелище аудитории. На лед выходят, как правило, мужчина и женщина, и выполняют различные фигурные элементы: обводку, поддержку. Парные элементы создают визуальный образ сплочения и помогают спортсменам передать суть художественной программы.

В танцах

Многие зрители путают парное катание с танцами на льду. Между ними много общего: движения должны выполняться правильно, гармонично, а в паре должны состоять исключительно спортсмены противоположного пола.

Спортивные танцы отличаются тем, что они не подразумевают акробатических элементов. Главная задача танцев на льду — передать красоту исполнения и суть художественного замысла (страсть, ненависть). Большая часть элементов в этом случае ориентирована на хореографию, а не на сложность постановки.

В танцы на льду входят:

  • паттерн-танец (ходы, повороты);
  • поддержка партнера;
  • хореографические вращения.

Танец на льду имеет постоянное направление и исполняется под музыку с четкой ритмикой, тематикой и характером.

Как оцениваются прыжки

Существует схема оценивания фигуристов на соревнованиях и чемпионатах. Ее пункты расшифровываются следующим образом:

  • USp — движение в стоячем положении;
  • SSp — в сидячем положении;
  • CSp — элемент «либела»;
  • LSp — заклон;
  • CoSp — комбинированный элемент;
  • PSp — совместные элементы.

Также судьями оценивается техника исполнения: быстрота, центровка, баланс, количество оборотов, позиция и ритмика спортсмена.

Вращения: правила

В одиночном катании фигурист выполняет две программы: короткую и импровизационную. Короткая длится 2-3 минуты и включает 8 элементов (порядок не принципиален). При недостатке хотя бы одного правильного элемента в связке фигурист получает штраф — вычитание баллов.

Правила парного катания отличаются лишь наличием обязательных элементов. К ним относится поддержка партнера, подпрыгивание с выбросом, синхронность и вращение. Требования аналогичные.

Танцы на льду подразумевают иную программу. Фигуристы должны исполнить 3 вида танца: обязательный, произвольный и оригинальный. Первый вид подразумевает связку обязательных элементов. Произвольный (без предварительных репетиций) демонстрирует, как партнеры умеют чувствовать друг друга. Оригинальный выполняется под заданную мелодию и тематику выступления.

Уровни вращений

Существует 4 уровня сложности спорта на льду. Число пунктов в каждом уровне соответствует номеру (1-4). К ним относится:

  • смена задней ноги;
  • прыжки во время вращения;
  • смена положения;
  • уровень сложности исполнения;
  • смена конькового ребра;
  • ускорение;
  • превышение элементов в одной связке.

Последний уровень также характеризуется наклоном головы, рук и ног, влияющих на поддержание баланса. Выполнение пируэта требует наличия спортивной подготовки, ловкости и знание физики движения.

Основные понятия вращений

Самые известные позиции: либела, волчок и вертикальное кручение. Либела характеризуется поднятием опорной ноги позади тела. Корпус должен крутиться параллельно льду. Название элемента в русской интерпретации — «ласточка».

Волчок — это вращение на месте в сидячем положении. Бедро опорной ноги выставляется горизонтально льду, посадка корпуса низкая. Волчок — обязательный элемент в фигурном катании.

Вращение в стоячем положении — это любое движение, при котором выставлена одна нога (например, винт).

Существуют и другие виды вращений:

  1. Заклон: характеризуется выгнутой спиной (уклон может быть боковым). Это обязательный элемент в программе женщин-фигуристок.
  2. Промежуточная позиция: положение любое, не являющееся вертикальным, поворотным, либелой или волчком.
  3. Прыжок во вращении: элемент, начинающийся с быстрых прыжковых заходов.
  4. Обратный заход: начинается с тройной связки «вперед внутрь — назад наружу». Варианты элемента могут быть разными.

Второстепенные определения вращений: со сменой ног (в одной позиции или нескольких) и комбинирование. В последнем случае спортсмен соединяет несколько вращательных видов в одной постановке и выполняет их непрерывно.

Как освоить вращение на коньках

Новичок, интересующийся, как научиться вращаться на коньках, должен помнить, что освоение одного (даже легкого) элемента должно происходить поэтапно. Существует несколько рекомендаций для любителей:

  1. Обучение профессиональным трюкам желательно начинать постепенно, практикуясь на роликовых коньках. Так организм привыкнет непрерывно кружиться, соблюдая баланс.
  2. Вес должен фиксироваться на правой пятке и на левом носке.
  3. Когда кружение начинает получаться, постепенно пробуйте отрывать правую ногу от поверхности льда, не замедляя движения.
  4. При фиксации основного веса на левом коньке можно сделать передней частью конька маленьких круг назад, при этом вращаясь на одной ноге.
  5. Следите за животом. При катании, мышцы живота должны быть плотно втянуты и напряжены. Свободная нога должна быть слегка согнутой в колене и подтянутой к колену опорной конечности.
  6. При регулярных тренировках, когда вращение получается все лучше и лучше, пытайтесь притягивать руки в грудной клетке.
  7. Следите за тем, чтобы свободная нога при выходе из вращательного движения была прямая, дуга держалась, а спина была ровной. Нужно высоко держать подбородок.
  8. Чтобы освоить вращение в фигурном катании, можно тренироваться на спиннере (вращающемся диске). Это отличный тренажер вестибулярного аппарата.

При прохождении уроков фигурного катания стоит учитывать и возраст человека. Ребенок больше способен обучаться и адаптироваться к новым спортивным испытаниям. Но это совсем не значит, что зрелым людям противопоказано учиться кататься на льду. Любой взрослый человек, не имеющий проблем со здоровьем (таких как частое головокружение), может научиться выполнять вращение и даже прыжки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *