Фигурное катание: основные элементы

Элементы фигурного катания, добавляющие дополнительные баллы и шарм программе — прыжки и вращения. Чем меньше указанных элементов в программе, тем ниже оценка. Трюки не советуют исполнять любителям без тренера, так как все они опасные, если человек не стоит твердо на коньках.

Прыжки

Прыжки — основа программы. Высокая оценка приравнивается к полным оборотам и чистому приземлению. Достичь чистоты прыжковых элементов помогает практика. На олимпиаде должны быть каскады реберных и зубцов прыжков.

Аксель

Аксель — самый сложный элемент в фигурном катании.

Его второе название — перекидной. В замедленной съемке спортсмен перепрыгивает с одной ноги на другую, делая при этом 1,5 или 3,5 оборота. Полтора оборота иначе называют «одиночный аксель».

Выезжая с подсечки, фигурист скользит на опорной ноге. После выпада, спортсмен скользит, чередуя внутреннее и внешнее ребро, «выписывая» фигуру, похожую на полукруг. Немного затормаживаясь, спортсмен выпрыгивает в воздух на другую ногу. Прыжок выполняется вперед. Левшам удается делать аксель в обе стороны. При приземлении важна группировка — отведение свободной ноги в сторону и присед на опорную (ту, на которую перепрыгивали).

На туториалах в замедленной съемке понятна хитрость выполнения. Если спортсмен умеет делать перекидной, то добавив обороты получится аксель. Этот элемент нужен для сдачи юношеских разрядов.

Лутц

Выполняется с помощи зубцов — спортсмен от них отталкивается. Второй по сложности. Любителям не стоит пытаться выполнить этот элемент, поскольку это может закончиться травмой.

Лутц поэтапно:

  1. Заход с подсечки.
  2. Длинная дуга(левой ногой), туловище развернуто наружу (вправо).
  3. Замахиваясь руками и приседая, спортсмен отталкивается от зубчиков и прыгает. Раскрутка получается за счет замаха руками.

Траектория прыжка похожа на английскую букву «S». Прост в исполнении, благодаря широкому замаху — можно сделать больше оборотов. Будет оцениваться по числу оборотов: ординарный — 0,6; двойной — 2,1; тройной — 6,0. Элемент технически сложный для любителя.

Тулуп

Второй после сальхова в учебной программе, легчайший. Тулуп по-английски пишется «toe loop», где второе слово переводится как риттбергер из-за схожего захода.

Сначала идет тройка внутрь, затем заход и прыжок с зубца. Красивый заход — залог правильного тулупа. На заходе нужно описывать угол и замедлять, чтобы прыжок отличался от акселя. Выполнения тройного оборота обойдется в 4,3 балла, а четверной — в 10,3.

Методика изучения — обучение шагам и прыжки в зале. Чем больше отработка, тем чище прыжок. Новеньким настоятельно советуют уделить больше внимание шагам и спиралям.

Варианты исполнения:

  • балетный — половина оборота, приземление на зубцы левого конька;
  • мазурка — выбрасывание вперед ноги, приземление на зубцы правого конька.

Сальхов

Первый изучаемый реберный прыжок. Стоимость элементов по ISU: 1,3 — 2 оборота, 4,5 — 3 оборота, 10,5 — 4 оборота.

Заход с дуги назад-внутрь, свободная нога делает мах вокруг тела. При приземлении, нога должна оказаться на внешнем ребре. Механизм схож с перекидным. Обязательный элемент у взрослых и юниоров.

Ученик должен освоить змейку, способствующую легкому скольжению на внешнем ребре. Освоенные дорожки шагов — гарантия успешного изучения основных элементов. Механика похожа на перекидной. Мах позволяет легче сделать больше оборотов.

Флип

«Флип» от английского «flip», означающий «щелчок». Термин символизирует короткий и быстрый прыжок. При выполнении создается звук щелчка. Выполнение каскада «флип-тулуп» называется полетом мотылька.

Начинается с хода назад внутренним ребром и ударом зубцов противоположной ноги. Нужна четкость и скорость для выполнения. При неправильном замедлении можно потерять равновесие, поэтому нужны определенные навыки для выполнения элемента.

Легкому прыжку способствует козлик — отрабатывается ход вперед и зубцовый прыжок.

Риттбергер

Реберный прыжок, в каскаде занимает вторую-третью позицию. Стоимость по данным ISU: 1,8 — 2 оборота, 5,1 — 3 оборота, 12 — 4 оборота.

Тренер начинает подводить спортсмена соответствующими упражнениями — отработкой прыжков на льду и в зале. Залог успеха — правильная последовательность.

Операция пошагово:

  1. Тройка (вальсовый шаг).
  2. Дуга назад-наружу
  3. Тело совершает поворот против часовой стрелки, делая толчок

Выполняется в несколько оборотов. Ошибка — выполнить многооборотный прыжок, преждевременно «раскрываясь» в бабочку. Происходит из-за потери правильной группировки.

Другие варианты исполнения:

  1. Полуриттбергер. Прыжок в шпагат или длинный шаг, приземление на левый зубец.
  2. Валлей. Редко исполняется на соревнованиях — считается связующим элементом без высоких оценок. Сложен в исполнении — прыжок с внутреннего ребра на внешнее той же ноги.
  3. Ойлер. Считается промежуточным для сальхова, флипа, риттбергера, тулупа. В середине каскада ойлер засчитывается однооборотным риттбергером.
  4. Внутренний аксель. Новичок должен пройти достаточно теории и обучения у тренера, так как прыжковый каскад травматичен. Соревновательное обозначение: RBO.

Вращение

Вращение — обязательный элемент женской и парной программы. Элемент стоит на 2 месте по важности при оценивании номера в фигурном катании.

Заклон

Для выполнения важна гимнастика. Спортсмен вращается, отклоняя максимально спину назад или в сторону, нога отведена назад. Вариация исполнения может быть разной: без рук или держась за лезвие. Обязательный элемент короткой программы у одиночниц.

Бильман

Хореографический элемент, требующий большую растяжку. Опорная нога на земле — свободная согнута в колене и поднята вверх. Понятие бильмана появилось в честь фигуриста-основателя. Мужчины редко исполняют элемент, а женщины — постоянно.

Варианты исполнения:

  1. Захват противоположной рукой.
  2. Полубильман. Фигурист хватает себя за лодыжку, а не лезвие.
  3. Кольцо. Выполняется спираль, руки удерживают лезвие.
  4. Со сменой ноги.В парном катании, партнерша встает в позу, а партнер держит за талию. Другой способ — женщина в позе, а мужчина делает волчок, где оба держат друг друга за ноги. С опытом получается выгибаться глубже.

Либела

Различают несколько видов по позе. Базовая позиция — стойка на опорной ноге, вторая поднята и отведена назад (ласточка).

Одиночники чаще делают прыжок в либелу или колечко, удерживая лезвие руками. Лежачая и классическая реже используется в программах. Одиночницы любят делать флажки, с полным поднятием ноги в сторону.

В парной либеле, партнеры стоят в ласточке и удерживают ноги друг друга, либо делают элемент параллельно. Реже встречается английский тип вращения, где партнер удерживает партнершу в волчке.

Твизлы фигурное катание насчитывает в небольшом количестве у одиночниц. Твизлы — танцевальные вращения, не дающие высокие баллы на соревнованиях. Чаще вращение добавляют танцевальные и обычные пары, как связку между элементами. Выполняется в положении стоя, с приподнятой ногой.

Дополнительные вариации исполнения:

  1. Графстрем. Опорная нога согнута, вторая — в арабески.
  2. Качающаяся либела. Раскачивание в позиции с прямой опорной ногой и корпусом.
  3. Полубильман. Корпус наклонен ко льду, свободная нога наверху в позиции.

Волчок

Первый изучаемый базовый элемент в детских группах. Выделяют несколько вариаций исполнения. В российском спорте предпочитают классический вариант, где свободная нога вытянута вперед. Занятия в зале подразумевают приседания с вытянутой ногой. Новички тренируются, скользя прямо, постепенно добавляя вращения. Так они могут постепенно перейти к данному элементу.

Варианты исполнения:

  • Скрученный. Плечи перпендикулярно льду, свободная нога образует крест с опорной.
  • Ломаный. Нога развернута и вынесена в сторону от опорной.
  • Складка. Спортсмен удерживает свободную ногу руками и скручивается к ней.
  • Пушка. Свободная нога вытянута вперед и удерживается параллельно льду.
  • Блинчик. Свободный конек лежит на опорной ноге или колене. Руки скручены сзади, удерживают лезвие или отведены в стороны.
  • Простой. Бедро параллельно льду, спина прямая, руки удерживают конек.

Элементы в парном фигурном катании

В паре важно доверие, техника и синхронность. Недостаточная сила приводит к падениям и травмам, что может серьезно сказаться на дальнейшей карьере. Для красоты откатываются геометрические фигуры: кресты, крюки и т.д.

Спирали

Название элемента связано с визуальной картинкой — коньки выписывают спираль. Исполняются для красоты, очки за технику не дают.

Разновидности:

  1. Fan. Свободная нога поднимается вперед и вбок.
  2. В арабеске. Свободная нога перпендикулярна опорной.
  3. В бильмане. Делается спираль свободной ногой, закинутой назад, и поддерживаемой руками.
  4. Y-спираль. Нога закидывается вбок как можно больше, визуально выписывая букву «Y».

Гидроспираль — скольжение на одном ребре. Выполняется в танцах и ледовых шоу.

Подкрутка

Партнер подбрасывает девушку в воздух и ловит ее за талию. В воздухе партнерша закручивается. Мужчина ловит партнершу до приземления. Подкрутки делаются из прыжков, в несколько оборотов и по нескольким уровням сложности.

Биомеханические особенности:

  • высота полета характеризуется в согласованности движений, основанной на сопровождении партнерши;
  • совпадение усилий по направлению дает успешное выполнение подкруток, движения плавные, согласованные, последовательные.

Типы:

  1. По отталкиванию партнерши. Тулуп, лутц, аксель, флип.
  2. По сложности. Есть несколько уровней: 1 — шпагат партнерши, 2 — прием за талию, 3 — руки партнерши над головой, 4 — сложный отрыв.
  3. По количеству оборотов. Ординарный, двойной, тройной, четверной. Часто исполняется в 2-3 оборота.

Тодес

Тодес требует силы партнера в руках. Мужчина в позиции циркуль, женщина держит за руку и из позиции кораблик переходит в тодес, описывая спираль. Начинающим спортсменом запрещается исполнять трюк. Определение тодеса на английском языке «петля смерти», поэтому с ним нужно быть аккуратнее.

Типы:

  1. Вперед-внутрь. Партнер на наружном ребре, партнерша — на внешнем. Мужчина делает циркуль, удерживая руку партнерши вытянутой. Девушка скользит, наклонившись вбок.
  2. Назад-внутрь. Женщина двигается на внутреннем ребре, корпус наклонен ко льду.
  3. Вперед — наружу. Движение на наружном ребре.
  4. Назад — наружу. Партнер скользит назад наружу, делая циркуль с вытянутой рукой, партнерша скользит аналогично, удерживаясь за руку.

Выбросы

Мужчина помогает подбросить девушку в воздух, после чего та приземляется самостоятельно на ногу.

Трюк выполняется последовательно. Травматичный элемент.

Типы:

  • хват партнерши;
  • по числу оборотов;
  • по отталкиванию .

Поддержки

Партнерша замирает в позе на партнере во время вращения или скольжения. Поддержка осуществляется за талию, акробатика запрещена. Пониманию помогут схемы, где пошагово прописаны действия. Важно правильное расположение девушки, чтобы тяжесть гармонично распределилась без перекосов — неправильный перекос станет причиной падения.

Типы:

  • короткие, не дольше 6 секунд.
  • танцевальные, партнер поднимает партнершу и удерживает над льдом какое-то время;
  • длинные, не дольше 12 секунд.

Запрещено исполнять:

  • руки подняты выше головы;
  • вращать партнершу вокруг себя с выпрямленными руками;
  • партнерша в шпагате, голова опущена вниз;
  • акробатические элементы — сидеть или стоять на плечах партнера;
  • лежать или сидеть на спине партнера.

Тренер — важный человек при освоении элементов. Для освоения сложных каскадов, пройдите прием в группу. Если он запрещает выполнять элементы, то уберегает от переломов и других травм. При самостоятельном освоении, не беритесь за прыжки высокой сложности — возьмите тренера и отработайте элементы с ним. Освоению прыжков способствуют спирали и шаги, где нужно выписывать окружность. Правильный выезд и приземление — залог чистого прыжка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *