Либела в фигурном катании — одна из 5 базовых вращений. Этот элемент имеет принципиально простую технику, но правильное исполнение требует оттачивания многих деталей выполнения. По стоимости судейской оценки наступает на пятки заклону (по 4 уровню сложности) — самому “дорогому” вращению.
Традиционный вариант libela исполняется в позе ласточки, с отведением ноги в воздухе по уровню или чуть выше положения бедра. При этом спина максимально прогнута, руки параллельны телу, а голова соответствует положению спины.
Либела: обозначение, описание, общая характеристика
Ласточка в фигурном катании, как и все вращения, имеет 4 уровня сложности. Каждый уровень определяется точностью, эффектностью и правильностью технического выполнения, а значит, оценивается в соответствии этим критериям.
Техника правильного выполнения элемента ласточки в фигурном катании определяется:
- наличием ускорения во время вращения или достаточно развитой скорости на заходе;
- моментом фиксации центра тяжести более чем на 2 оборота;
- числом оборотов во время выполнения;
- контролем движения на всех стадиях пируэта, независимо от методики захода;
- зафиксированные конечности в жесткой и непоколебимой позе.
Все перечисленные критерии условно называются чертами. Чем больше черт будет зафиксировано, тем соответственно выше будет оценено исполнение.
Обратите внимание! Если ранее считалось технически верным выйти из вращения на 3-ий оборот, то сегодня во вращении в положении стоя, элемент будет засчитан исключительно с вариацией.
Техника выполнения либелы: история, виды
В теории фигурного катания считается, что первое выполнение либелы знаменуется 1935-м годом. Осуществила ее английская спортсменка С. Колледж, которая также изобрела заклон. Поэтому эти вращения считались условно женскими.
Традиционная техника либелы в истории была своеобразной: свободная нога могла быть полностью выпрямлена или же слегка согнута в колене. Современный вариант предполагает только полностью выпрямленный вариант со слегка приподнятой головой относительно туловища.
Схематически обучение ласточке происходит так (в одиночном катании):
- заход по дуге с небольшим наклоном корпуса (и прогнутой спиной);
- выполняется на удобной ноге для ребенка, но классическим считается способ захода на правой (опорной) конечности;
- заходить нужно на внутреннем ребре конька движением назад;
- приняв параллель туловищем, выполнить мах свободной ногой вперед и в сторону (как бы разгон на обороты);
- далее, нога должна быть переведена назад;
- в горизонтальном положении руки фиксируются у туловища, а само тело параллельно льду;
- по окончании оборотов опорная нога меняется и ходом назад фигурист выходит из вращения.
Техника выполнения в парном катании не разнится от одиночного:
- партнеры держатся за руки и движутся в направлении любого из них;
- переход на вращение выполняется сменой обеих рук на одну;
- фигура обоих фигуристов горизонтальна;
- свободные ноги подняты чуть выше бедра, а руки параллельны телу.
Внимание! Реберность в ласточке варьируется от удобства спортсмена и не имеет принципиального значения.
В нынешней судейской системе либела имеет особенности:
- Вращение, где опорная конечность обязательно прямая. При этом колено свободной конечности — выше бедра.
- Обязательна для коротких выступлений фигуриста с техникой сменой ноги.
- Разделяется на классическую, с прыжковым заходом, со сменой ноги.
Вращения считаются базой современного фигурного катания. Их освоение делает программы изящными для зрителя, но также приносят весомый вклад в конечный подсчет баллов.