Не научившись в детстве кататься на велосипеде, многие люди сталкиваются с психологическими барьерами. Наиболее распространенные из них — это страх падения и отсутствие веры в собственные силы. Бороться с ними — занятие малоперспективное, поэтому необходимо их обойти. Описанная ниже программа обучения предполагает 3 дня занятий по 1 часу.
День первый
В первый день обучения езде на велосипеде можно смело отбросить все психологические переживания, поскольку упражнения, которые в него входят, выполняются рядом с велосипедом. Первое упражнение позволит понять как ведет себя велосипед, какие движения будут наиболее эффективны для того чтобы удерживать его на заданной траектории.
Выполняется упражнение следующим образом. Одна рука кладется на сидение велосипеда, после чего начинаем не торопясь двигаться вперед. Велосипед сразу же начнет уходить в сторону от прямолинейного движения. Чтобы выровнять велосипед необходимо немного наклонить его в сторону ухода с траектории. Упражнение не несет в себе никакой опасности, и осваивается достаточно быстро. Научившись катать велосипед одной рукой можно увеличить скорость, освоить полученные навыки, управляя велосипедом другой рукой. Выполняя данное упражнение, станет понятно, что управление велосипедом осуществляется не рулем, а правильной техникой наклона корпуса.
День второй
Во второй день обучения можно начать осваивать азы катания уже на велосипеде. Упражнение, которое необходимо выполнять называется «самокат». На данном этапе обучения необходимо выполнять все аккуратно, на небольших скоростях, стараться не допускать травм и падений. Положительные эмоции значительно ускорят процесс освоения техники езды на велосипеде.
Низкая скорость при выполнении самоката нужна не только для безопасности, но и позволит быстрее научиться чувствовать велосипед. На высоких скоростях удержать велосипед на заданной траектории значительно проще, он будет катиться ровно за счет инерции. На малых скоростях придется активно задействовать руки и корпус, чтобы уверенно держаться в седле.
Упражнение самокат лучше всего выполнять с напарником. Обучаемый встает со стороны от велосипеда, с которой будет удобней, помощник — с противоположной. Нога находящаяся рядом с велосипедом, согнута в колене, ставится на педаль, руки держат руль, вторая нога отталкивается от земли. После начала движения необходимо встать ровно и прижаться к раме. Теперь необходимо за счет правильной балансировки удерживать движение велосипеда по прямой. В случае падения в сторону обучаемого – подставляется нога, в сторону помощника – напарник ловит велосипед.
Полученные за первые два дня навыки способствуют освоению навыков руления, правильной работы корпусом. Обучаемый начинает чувствовать реакцию велосипеда на свои движения, с минимальным риском падений и травм. Успешно освоив эти упражнения можно переходить к заключительному этапу обучения.
День третий
Перед первой полноценной поездкой на велосипеде не лишним будет освежить в памяти полученные навыки и прокатиться «самокатом». Упражнение должно давать легко, что придаст дополнительной уверенности в своих силах. Самое время теперь перейти к настоящей езде.
Для облегчения старта, на первых порах следует начинать движения от поребрика, либо другого доступного возвышения. Исходное положение – обучаемый сидит в седле, одна нога стоит на педали, вторая на поребрике. Чтобы крутить педали было удобно, сиденье должно быть на такой высоте, чтобы сидя на нем, в нижнем положении педали, можно было полностью выпрямить ногу и при этом не приходилось тянуться за ней стопой. Теперь можно оттолкнуться и начать движение. Обе ноги находятся на педалях, первые попытки не стоит выполнять на большой скорости. В случае потери баланса и начала падения в сторону, теперь можно воспользоваться приемом из «самоката», подставив ногу в любую сторону.
Следующее что необходимо освоить – это торможение. Про передний тормоз на этом этапе обучения можно не вспоминать, пользоваться им нужно очень аккуратно, контролируя правильное распределение своего веса, очень часто неопытные байкеры улетают вперед через руль из-за неумения им пользоваться. Освоить торможение проще всего на спуске с не очень крутых горок, плавно выжимая задний тормоз, который расположен справа на руле. При этом важно помнить, что ноги продолжают стоять на педалях, и продолжают помогать сохранять равновесие и направление движения.