Современные велосипеды оснащаются дисковыми или ободными системами тормозов. Наиболее часто встречающиеся проблемы, требующие настройки – это регулировка положения тормозных колодок, и зазор между ними и тормозящей поверхностью. Настройка тормозов осуществляется на самих колодках, и настройкой тормозной ручки.
Регулировка тормоза на велосипеде достаточно редкая процедура, которая необходима в редких случаях, в основном из-за износа или повреждения узлов велосипеда. Так, например, в случае повреждения обода, колодки будут цепляться за диск или обод, а при износе колодок, расстояние до диска станет больше, что не позволит эффективно пользоваться тормозом. Важно понимать, что хорошо отрегулированные тормоза – залог безопасной езды.
Содержание
Проверяем натяжение троса
Недостаточное натяжение троса характеризуется положением тормозной ручки, в котором начинает происходить торможение. Проверить это можно на ходу, либо подняв колесо, раскрутить его и нажать на тормоз. Чем раньше при нажатии будет останавливаться колеса – тем быстрее велосипед сможет остановиться.
Если при торможении получается без особых усилий нажать тормозную ручку более чем на половину расстояния до руля, необходимо подтянуть тормозной трос. Небольшое натяжение троса можно дотянуть на тормозной ручке с помощью фигурного болта.
Если ручка легко нажимается вплоть до руля, необходимо натянуть трос со стороны самих тормозов. Трос крепится на тормозе с помощью специального винта. Чтобы натянуть трос, необходимо этот винт открутить, натянуть трос с помощью пассатижей, и зафиксировать его, сильно затянув регулировочный винт. Как правило, при фиксации троса остается небольшой хвост, который не должен быть слишком длинным. Чтобы исключить попадание троса в колеса или другие системы велосипеда, лишнюю часть троса необходимо накрутить, либо обрезать, оставив небольшой запас, не превышающий нескольких сантиметров.
Регулируем тормозные колодки
Тормозная система с использованием дисковых тормозов конструктивно отличается от системы ободных тормозов, поэтому настройку колодок для обеих систем стоит рассматривать отдельно.
Регулировка ободных тормозов (V-brake)
Наиболее распространенная система торможения с использованием ободных тормозов называется v-brake. Другие системы работают по такому же принципу, различия будут исключительно конструктивные, и достаточно незначительные. Поэтому описанный ниже подход подойдет для всех систем ободных тормозов.
Регулировкой v-brake системы необходимо добиться минимального зазора между колодкой и ободом. Колодки необходимо выставить симметрично, и установить параллельно ободу.
Порядок действий при этом следующий:
- Сначала колодки необходимо установить параллельно ободу. Для этого ослабляется гайка с шестигранником, отвечающая за фиксацию колодок. Чтобы понять каким образом необходимо установить колодку, следует нажать на тормоз, и увидеть, как незафиксированная колодка соприкасается с ободом, затем, отпустив тормоз, приступить к настройке. Регулировка позволяет выставить колодки на нужной высоте и развернуть их на необходимый угол, что позволит добиться наилучшего положения для эффективного торможения.
- Правильно установив колодки относительно обода, необходимо отрегулировать зазор. Расстояние до обода должно быть минимальным, чтобы при малейшем усилии на ручку тормоза уже осуществлялось торможение. При этом необходимо проверить, чтобы зазор не был слишком маленьким, и колодки не стирались при обычной езде. При вращении колеса, без правильной натяжки спиц колесо будет вращаться с небольшой восьмеркой, поэтому зачастую настройка зазора довольно тонкая процедура.
- Последний этап настройки – это проверка регулировки тормоза. Сначала проверка осуществляется на поднятом колесе, затем необходимо опробовать их на ходу. Если не слышно никаких посторонних шумов, при торможении положении ручки не превышает половины ее хода до руля, значит, все работы по регулировке тормозов были выполнены правильно.
Регулировка дисковых тормозов
Колодки на дисковых тормозах изнашиваются меньше, чем колодки на велосипеде, оборудованном ободной системой торможения. Торможение с помощью дисковых тормозов может быть эффективней, чем с помощью ободных, однако в одинаковой ценовой категории v-brake могут оказаться практичней и эффективней дисковых тормозов.
Дисковые тормоза бывают механические и гидравлические. Настройка механических дисковых тормозов предполагает регулировку натяжения троса и корректировку положения колодок. Конструкция гидравлической системы тормозов позволяет ограничиться настройкой натяжения троса, поскольку колодки по мере их износа настраиваются самостоятельно, кроме системы закрытого типа. Колодки на гидравлических тормозах закрытого типа необходимо регулировать, осуществляется это с помощью специальных вентилей.
Настройка положения колодок осуществляется с помощью регулировочных болтов. Расстояние, которое необходимо установить между колодками находится в пределах десятых долей миллиметра. Колодки также как и в случае ободных тормозов должны быть установлены симметрично, относительно диска, и расположены относительно него на одинаковом расстоянии. После установки зазора необходимо проверить, что при вращении колеса колодки не соприкасаются с диском. Правильная установка зазора должна обеспечивать своевременное срабатывание тормоза. Для достижения максимально эффективного торможения ход тормозной ручки не должен превышать половины расстояния до руля.
После проверки настройки дискового тормоза на поднятых колесах, следует сделать пробный небольшой заезд. Действовать при этом следует аккуратно, плавно нажимая на ручки. Если торможение недостаточно эффективно, следует подтянуть трос, делается это точно также, как и при использовании v-brake.
Устанавливаем на велосипед дисковые тормоза
Когда тормоза на велосипеде уже сильно износились, либо они не удовлетворяют по своим характеристикам – не обязательно покупать новый велосипед. При достаточном желании и возможностях, установка более качественных тормозов – задача вполне решаемая. Конечно, для ее решения будет намного лучше, если конструкция велосипеда позволяет это сделать без существенных затрат.
В первую очередь необходимо разместить сами диски на колесах, поэтому на втулках колес должна быть возможна их установка. Кроме дисков, необходимо установить суппорта, поэтому на вилке должна быть пара отверстий для их крепления. Конечно же, стоит посетить магазин, проконсультироваться со специалистами, они помогут определить какие варианты смогут подойти на конкретную модель велосипеда. Там же можно и договориться с мастерами и об установке.
Если нынешняя тормозная система в хорошем состоянии, можно подобрать вариант, который позволит сэкономить на тормозных ручках и тросиках. Если же состояние тормозов вызывает сомнения, лучше будет заменить все элементы системы на новые. В случае установки гидравлики, без вариантов, придется заменять все систему целиком, и дополнительно решать вопрос с прокладкой гидролиний. Старые тормоза не стоит выкидывать, особенно если велосипед используется для дальних поездок. В случае возникновения поломки они могут сослужить хорошую службу.